Здравствуйте дорогие друзья!

Сегодня хочу поговорить о лидерстве. Качеств, присущих лидеру, наберется, пожалуй, не менее десятка. И описывать их можно долго, это тема не одного поста и не одного месяца. Хочу остановиться на двух важных, на мой взгляд, качествах лидера, о которых часто не упоминают или забывают. А между тем для успеха в сетевом бизнесе, да и не только в сетевом, они играют очень большую роль.

Рассмотрим  способность быть примером и сценический талант, позволяющий одной фразой создать миф гигантской мотивационной силы на примере Великого Полководца Александра Македонского во время его знаменитого перехода через пустыню в Персию.

Я не буду сейчас обсуждать целесообразность этого военного похода, во время которого из сорока тысяч человек – офицеров и  солдат дошло только около 15 тыс. Да и оставшиеся в живых после шестидесятидневного перехода походили больше на мертвых, чем на живых людей, были физически и морально разбиты и очень уязвимы. Никакого логического оправдания этой жертве нет, зато есть два психологических,  наиболее сильно мотивирующих и одновременно смертельно опасных момента: жажда славы и стремление к власти.

Во время похода через пустыню самой большой проблемой, с которой столкнулась армия, было отсутствие воды. Желание напиться было так велико, что солдаты сходили с ума, и лагерь приходилось разбивать на расстоянии не менее двух километров от воды. Без этой предосторожности люди кидались к воде в полном вооружении, очень часто  тонули, а затем мертвые всплывали на поверхность и заражали инфекцией других.

В этой бесперспективной, практически безнадежной ситуации Александр проявил себя как настоящий лидер. Инстинктом прирожденного вождя он понимал, что для воинов решающим является не только то, что делает командир в критический момент, но в гораздо большей степени то, как он это делает! Героическое деяние – одно дело, но драматический жест героя – другое, еще более важное. Как раз об этом и свидетельствует следующая сцена.

Когда армия еле тащилась по сорокоградусной жаре (не всегда можно было двигаться ночью), вдруг появился (откуда ни возьмись?) солдат с полным шлемом свежей воды для Александра. Несравнимая ни с чем ценность в обжигающей пустыне! Что делает Александр?

Он дожидается, чтобы окружающие обратили “на сцену” внимание, и они, ведомые любопытством, окружают его плотным кольцом, собирается все больше зрителей.

Только тогда, в этот напряженный миг, когда все могут ясно видеть, что он сделает, принимает шлем и медленно выливает воду на песок на глазах изумленных зрителей. И произносит знаменитую фразу: “Для одного этого слишком много, для всех – слишком мало!”

Легко представить себе как быстро слух об этой сцене разнесся по лагерю. Александр добровольно отказался от воды! Он страдает точно так же как и мы! Он берет на себя такую же нагрузку! И вполне можно понять, что эта мысль хотя бы на короткое время вернула отчаявшимся людям мужество и стойкость.Александр Великий

Конечно же, эта ситуация никак не могла быть импровизацией, какой она представляется на первый взгляд; это была сознательная инсценировка с целью укрепить дух армии. Ведь не зря же добродетельный поступок стал легендой и был мифологизирован, а разве можно этого добиться без “случайно” собравшихся на месте действия толпы зрителей и без “правильного летописца”.

Александр Великий сознательно инсценировал этот жест доброй воли, поскольку хотел продемонстрировать каждому члену своей команды, что ни от кого не требует больше того, что готов сделать сам. Он сделал это публично, так как знал: образцовое поведение, выражающее определенную систему ценностей и направленное на мотивацию, должно быть на виду.

Это пожалуй самый известный эпизод из короткой жизни славного полководца, хотя благодаря Александру мир узнал еще о многих вещах. Например, чего стоит только его гениальная идея по изобретению   Триумфального Шествия (Демонстрацию 7 Ноября припоминаете?) и какое огромное значение оно имело для поднятия боевого духа войска. Но об этом как ни будь в другой раз.

Естественно, нам абсолютно чужды ценностные представления о жизни Александра Великого и других Героев того времени. Потратить десять лет жизни, чтобы завоевать чужую землю, проходить чудовищные испытания только ради того, чтобы остаться в летописях или объявить войну соседнему государству и положить свою армию из-за ревности (как в фильме Троя) – вряд ли такая жизненная стратегия подойдет современному предпринимателю и сможет его вдохновить. Тем не менее многие управленческие стратегии и модели поведения, используемые Александром в критических ситуациях вполне могут быть использованы нами в командной работе.

И еще один важный момент. История, которой нас учат книги, — это история великих полководцев, королей, войн и городов. Но это не вся история человечества, а только малая ее часть. Два века назад две трети населения нашей планеты жили вне городов, в сельской местности, в лесах, горах, у берегов морей и рек. Войны касались очень малой части населения Земли.

Но История с большой буквы требует описания, а летописцы, принадлежавшие ко двору или находившиеся при полководце во время боевых действий,  строго выполняли волю своих хозяев. Они рассказывали только о том, о чем их повелители приказывали им рассказывать. И летописцы описывали жизнь своего покровителя: военные походы, королевские пиршества и проблемы передачи наследникам власти.

История провинции практически неизвестна, так как своих летописцев у крестьян не было, и, не умея писать, они описывали свою жизнь в форме  песен, легенд, сказок или даже шуток, которые рассказывали у вечернего костра. Иногда, прочитав простую сказку, наберешься таких внутренних  сил и психологических знаний, что и не всякий тренинг от “гуру маркетинга” может тебе дать. Вот например одна из таких сказок : “Две Доли”. Век живи – Век учись!

P.S. А ведь мы с вами тоже пишем Историю…

Бизнес как инструмент развития